ДАНИЕЛЯН АРАМ – МАЛАЯ РОДИНА (АРЦАХ, ЕМИШЧАН)

Итак, о моей «Малой Родине». Мои корни – арцахские (карабахские). Арцах — одна из древних армянских провинций, расположен в восточной части Армянского нагорья и издревле являлся одной из провинций исторических Армянских царств. Ещё до нашей эры Арцах входил в состав Великой Армении в качестве её 9 провинции. И очень приятно, находясь в Риме, увидеть у Колизея древние мозаичные карты, на которых ещё до нашей эры рядом с Римской империей и другими могущественными государствами того времени, которых уже давно нет, указана Армения, включающая в том числе территорию Арцаха. 

Уже в нашу эру Арцах вместе со всей Арменией впервые в мире в 301 году принял христианство как государственную религию. И ещё немного поделюсь приятными эмоциями, когда каждый раз, выходя из музеев Ватикана, любой посетитель в обязательном порядке видит огромную фигуру основателя Армянской апостольской церкви – святого Григория Просветителя, которого так чтят во всех христианских церквях. Кстати, Армянская церковь называется апостольской именно потому, что проповедовали христианство в Армении сами ученики Иисуса – апостолы Фаддей и Варфоломей. 

И к распространению древнего армянского алфавита и письменности Арцах имеет непосредственное отношение: именно в созданном на юге Арцаха основателем Армянской апостольской церкви Григорием Просветителем в 4 веке монастыре Амарас создатель армянской письменности Месроп Маштоц основал первую школу для детей для изучения армянского алфавита. Годом создания армянского алфавита считается 405 год. Благодаря этому с V века в Арцахе наблюдается беспрецедентный культурный подъем. В самом Амарасе, несмотря на невзгоды и разрушения во времена набегов врагов и многочисленных войн, сохранились ещё буквы, выложенные на стенах и потолках для маленьких учеников в эти такие древние времена. 

Во все последующие века Арцах подвергался набегам врагов, завоевателей, как кочевых племён, так и империй, например, Персидской. И если в период нахождения в Персидской империи Арцах тем не менее развивался, строились храмы, монастыри, школы, отмечался подъём науки и культуры, то в период нашествия арабов, монголо-татар или тюркских племён всё только разрушалось.

В XVI веке в Карабахе формировался ряд самоуправляемых административно-политических единиц, которые именовались меликствами, а их правители – меликами. В XVIII веке эти армянские меликства стали основой новой административной единицы Персии – Карабахского ханства. Княжеские дома Карабаха просуществовали вплоть до XIX века, оставаясь важным политическим фактором в регионе. Меликства Хамсы (так называли объединение 5-ти карабахских меликств) препятствовали попыткам Османской империи вторгнуться в регион. В XVII-XVIII вв. мелики Арцаха возглавляли освободительную борьбу против персидского и турецкого владычества. В этот же период персидские власти для уменьшения местного христианского населения проводили политику истребления или переселения армян в глубинную Персию и заселения пустующих земель тюркскими кочевыми племенами, своими единоверцами-шиитами. Параллельно с вооруженной борьбой арцахские мелики направляли своих посланников в Европу и Россию с целью получения помощи христианского Запада. Они также вели переписку с российскими царями. Российские цари и императоры высоко ценили армян, даровали им право основывать свои города на территории России, строить храмы. Например, в моём любимом Санкт-Петербурге Армянские храмы построены ещё в 18 веке, то есть в веке основания Петербурга. А главная церковь армян Петербурга с лёгкой руки, а вернее выражения Екатерины 2, начали называть «голубой жемчужиной Невского проспекта» за ее бело-голубые цвета. Возможно будет интересно прочитать, что такие российские города, как Буденновск, Эдиссия, Армавир в конце 18-начале 19 века основаны армянскими переселенцами по приглашению и с соизволения российских императоров, а Нахичевань-на-Дону или Нор-Нахиджеван (Новая Нахичевань) – это часть нынешнего большого Ростова-на-Дону. А Буденновск основан как раз выходцами из Карабаха и до присвоения ему имени Буденного назывался Сурб Хач, что в переводе с армянского означает «Святой Крест».   

В исторический период до русско-персидских войн в Закавказье происходило переселение народов, в том числе заселение исконно армянских территорий, в том числе равнинного и горного Арцаха, кочевыми тюркскими племенами северной Персии. Кстати, именно с прихода тюркских племён древний Арцах стали называть Карабах, что в переводе с тюркского и персидского означает «чёрный сад». Русско-персидская война 1804-1813 гг. закончилась подписанием Гюлистанского договора (12 октября 1813 г.), согласно которому Персия уступила России почти все ханства Восточного Закавказья, в том числе – Карабахское. После очередной русско-персидской войны и подписанием Туркманчайского договора в 1828г. к Российской империи перешли и остальные ханства Закавказья, в том числе оставшиеся земли восточной Армении. В этот же период усилиями знаменитого русского поэта и писателя Грибоедова, который в то время был русским послом в Персии, из Персии в Россию, а именно на территории Армении/Арцаха, из глубинной Персии были переселены  желающие армянские семьи, предки которых были насильно переселены из Армении в предыдущие века. 

И здесь я хочу остановиться на местечке Емишчан, с которого начинается известная история моего рода по отцовской линии. Это высокогорное село находится в очень живописном месте, окружённом лесами, на уровне 1760 м. над уровнем моря. Считается, что Емишчан основан армянами данного региона в начале XIX века. А после обратного переселения армян из Персии в Емишчане осели и потомки насильно выселенных ранее и переселённых в глубинную Персию арцахских армян. Примечательно, что при постройке моего родового дома во время формирования фундамента был обнаружен средневековый хачкар — каменная плита с высеченными на нем христианскими крестами. Этот хачкар все эти годы по настоящее время находится в доме и считается местной святыней.

 В период власти Российской империи все ханства были упразднены и созданы губернии не всегда чётко по национальным территориям во главе русским генерал-губернатором. Нагорный Карабах вошёл в Россию территориально сначала в качестве Карабахской провинции, а в дальнейшем в составе Елизаветпольской губернии.  С этого периода небывалое развитие наблюдается в центре Карабаха – городе-крепости Шуши. Восстанавливаются пришедшие в упадок во времена позднего персидского владычества армянские кварталы, каждый из которых имел свою церковь и площадь. И именно Шуши является родиной моих предков по материнской линии. 

В период после Первой мировой войны с пиком зверств в 1915 году, признанными в мире первым геноцидом в истории человечества, в том числе Российской Федерацией, и после Октябрьской революции в России, турки, обещая большевикам пролетарскую революцию в Турции, убеждая и шантажирую молодое большевисткое российское руководство, а иногда и с попустительства большевиков турецко-азербайджанскими силами уничтожали мирных жителей Карабаха, разрушили армянские города и сёла. Но несмотря на эти жестокие события, на фоне быстро меняющейся постреволюционной обстановки с мая 1918 г. по апрель 1920 г. Карабах был де-факто независимым. Именно в этот период, по результатам созванного съезда, Нагорный Карабах, большинство населения которого составляли армяне, был легитимно провозглашен независимой административно-политической единицей, имеющей Национальный совет, правительство, вооруженные силы и другие атрибуты государственности. 

В период советизации Закавказья большевиками после советизации Азербайджана (а это произошло 28 апреля 1920г.) Карабах и ещё несколько армянских территорий были под нажимом центральной большевистской власти переданы Азербайджану. Но уже сразу после провозглашения Советской власти в Армении, а именно 02 декабря 1920г. Ревком (Революционный комитет – главный орган большевистской власти того времени) Азербайджана специальной декларацией признал территории Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевани, на которые Азербайджан ранее претендовал и получил несколько ранее, неотъемлемой частью Советской Армении. Более того, декларацией от 12 июня 1921 г. Национальный совет Азербайджанской ССР провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской ССР. Новое правительство Советской Армении приветствовало это решение и предприняло шаги для создания правительственных учреждений в Нагорном Карабахе. Однако вскоре руководство Азербайджана уклонилось от сделанных ранее заявлений и начало прилагать новые усилия для установления контроля над Карабахом и Нахичеванью. 4 июля 1921 г. Кавказское бюро Коммунистической партии России провело в столице Грузии Тбилиси пленарное заседание, в ходе которого было подтверждено, что Нагорный Карабах является частью Армянской ССР. Данное решение было проголосовано  и утверждено. Однако под диктовку и при непосредственном вмешательстве Сталина в ночь на 5 июля принятое накануне решение было пересмотрено, и даже без соблюдения регламента, без голосования было принято новое решение о включении Нагорного Карабаха в состав Советского Азербайджана со статусом автономной области. Таким образом, Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана, существовавшего в 1918-1920гг., а включён туда силовым путём уже при Советском Азербайджане. Мало того, в 1923г. руководство Азербайджана выпустило декрет об образовании исключительно из армянской части Карабаха, то есть из тех районов Карабаха, в котором проживало около 100% армян, т.н. автономную область Нагорного Карабаха, тем самым оставив в составе автономии менее трети её изначальной территории, насильно включённой в состав Азебайджана в 1921г. При этом границы автономии были проведены так, чтобы исключить наличие соприкосновения с Армянской ССР. В 1936г. эта автономия переименована в НКАО. В течение всего периода пребывания в составе Советского Азербайджана жители Нагорного Карабаха подвергались систематическому притеснению, попранию своих прав и интересов. В течение всей истории Советского Союза армянское население Арцаха многократно обращалось к руководству Советского Союза с просьбой воссоединить Нагорный Карабах с Армянской ССР. Этот вопрос поднимался в 1963-1966 гг., в 1977 г., но желание народа восстановить историческую и моральную справедливость не было реализовано.  20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области XX созыва обратилась в Верховные Советы Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с ходатайством о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Ответом на желание быть свободными стали погромы и резня армян, этнические чистки в Баку, Сумгаите, Кировабаде и других городах Азербайджана. А затем начались и боевые действия, когда азербайджанская армия напала на мирное население Карабаха. В период перед распадом Советского Союза 30 августа 1991 г. Азербайджан провозгласил свою независимость, а 2 сентября 1991г. была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР). Таким образом было реализовано право, предусмотренное действовавшим в то время законодательством. 

В ответ на реализацию народом Арцаха законного права на самоопределение проводимая Азербайджаном политика этнических чисток обрела форму широкомасштабной военной агрессии, в которую с азербайджанской стороны, наряду с вооруженными силами и бандитскими группировками, было вовлечено 2,000 боевиков из международных террористических центров, а также боевики из Чечни во главе с Басаевым. Ценой огромных лишений и потерь народ Нагорного Карабаха защитил свое право на свободную жизнь и независимость. В мае 1994 г. стороны конфликта – Азербайджан и Нагорный Карабах – подписали бессрочное соглашение об установлении режима прекращения огня, к которому также присоединилась Армения. 

Однако в сентябре 2020г. Азербайджан  не только при поддержке, а под руководством неосманской Турции и президента Эрдогана, вновь начал войну, применяя все виды вооружения, в том числе запрещённые международными конвенциями.  Результатом этой войны стала оккупация части территории Арцаха, десятки тысяч погибших с обеих сторон. И только личное вмешательство президента России Владимира Владимировича Путина привело к прекращению военных действий и введению миротворческих сил России в зону конфликта. 

Вот такая многовековая многострадальная история у моей «Малой Родины» — Арцаха  и его героического народа. И я уверен, что у неё, как и у всей Матери-Армении, впереди ещё больше тысячелетий истории, чем уже пройдено.